Эпоха поздней патристики

Эпоха поздней патристики

 

В христианстве рано сложились определенные формы богослужебной практики. Центром богослужения стала евхаристия, посвященная воспоминанию о последней трапезе, которую Иисус разделил со своими учениками и которую он велел им и впредь совершать в воспоминание о нем. Уже в древности появились литургии, которые послужили прообразом богослужений, совершающихся и сегодня в различных церквах.

Еще одной характерной особенностью христианства становится монашеское движение, начало которому было положено в Египте в 3 в. и которое вскоре охватило весь христианский мир. В тот период, когда, в результате массовых обращений жителей Римской империи в христианство, нравственный облик основной части христиан оказался уже не столь высок, некоторые подвижники предприняли усилия к тому, чтобы действительно и во всей полноте осуществить в своей жизни заповеди Христа. Это движение имело многообразные формы. В западной части империи преобладал общежитийный уклад монашеской жизни, установленный Бенедиктом Нурсийским (ок. 480-547).

В начале 5 в. ряд событий поставил под угрозу само существование христианства. Пришла в упадок Римская империя, которая к этому времени стала почти полностью христианской и с которой стало ассоциироваться само христианство. Постоянные нашествия варваров с севера и северо-востока, продолжались, с незначительными перерывами, вплоть до 11 в. Первым серьезным военным успехом этих завоевателей обычно считают битву при Адрианополе в 378, когда готы убили императора Валента. В 410 готы захватили Рим. В последующие века империя пережила вторжения гуннов, славян, болгар, венгров и, наконец, скандинавов. В 7 в. возникла новая угроза со стороны арабов, которые надвигались с юго-востока, неся с собой новую религию — ислам. К концу 8 в. арабы захватили Палестину, Сирию, Месопотамию, большую часть Египта, Северную Африку и большую часть Иберийского полуострова, овладев половиной того, что называлось христианским миром.