Исповедь и причастие

Здравствуйте, батюшка! Подскажите пожалуйста, как себя должен чувствовать человек после исповеди и причастия. Как понять, "правильно" ли ты причастился, не во грех ли, и принял ли Господь твое покаяние или нет. Раньше я могла каяться со слезами, от всего сердца и чувствовала облегчение, но как сейчас понимаю - это было не вполне осознанно, как порыв, то есть я чувствовала грех. Сейчас покаяние более осознанно, я умом осознаю, что это грех, что это нельзя, что это плохо. Но вот то состояние, которое я испытывала раньше исчезло, я иду на исповедь и причастие потому что так надо, как на что-то само собой разумеющееся. Да, я готовлюсь как положено, я осознаю свои грехи, имею желание не грешить, я осознаю, что это мне необходимо. После исповеди и причастия я выхожу с чувством, что я сделала то что нужно, правильно, но то, что чувства у меня после этого другие нежели раньше, заставляет меня задуматься, а все ли на самом деле так как надо? Как понять, что Господь об этом думает. Может это от маловерия, может от того, что каюсь в грехах, которые повторяю или может недостаточно глубоко каюсь. Но с другой стороны, я ничего не утаиваю, забыть могу, потому что повседневно грешу постоянно и всего не упомнишь. Стараюсь как могу в меру своих сил. Меня это все очень волнует, но ответа я не нашла пока.Очень надеюсь на ваш ответ и совет.С уважением, Ирина, 30 лет

Ответ: 

Здравствуйте Ирина! Нельзя примириться с Богом, если в душе нашей останется привязанность хотя бы к одному тяжкому греху. Очень важно перед Исповедью и Причащением Святых Тайн Христовых простить всех своих обидчиков, попросить прощения у всех, перед кем виновен, кого обижал, и идти к исповеди с неотягощенной совестью. В состоянии злобы или вражды причащаться нельзя. Поэтому раскаяние заключается в намерении искать средства к исправлению, в противном случае, исповедь не действительна, святотатственна. По учению Церкви, без милости как состояния, т.е. без сердца милующего и прощающего соединение с Богом невозможно. Ни усердный пост и непрестанная молитва, ни изнурение плоти и строгое отшельничество, ни широкая благотворительность не обеспечивают христианину места в блаженной вечности, участия в божественной жизни, если сердце его не наполнится милостью и всепрощением к ближнему. Знак совершившегося покаяния – чувство легкости, чистоты, радости, когда грех кажется, так же труден и неприемлем, как только что далека была эта радость. Сила Любви Господней, подаваемая в Таинствах столь велика, что приступающий к ним с верой и покаянием, получает оставление грехов, исцеление от недугов и обновление человеческого естества. Он духовно освящается, возрождается и обновляется. Случается, люди недоумевают, мы, мол, постились, молились, исповедовались, а вместо ожидаемого освящения души получили грусть и даже некоторое помрачение ума и сердца. Соблюдая эти требования, люди часто забывают о цели, для которой они установлены.  Готовясь к Причастию, нужно, прежде всего, очистить свою душу от грехов. Господу нужно от нас не скрупулезное соблюдение поста, формальное чтение канонов и механическое перечисление грехов на исповеди, а сокрушенный дух и смиренное сердце. Если в период подготовки ко Святому Причащению мы не достигли такого духовного состояния, то напрасен наш труд. Принимая Святые Дары, мы желаем соединиться со Христом, но этого не происходит, если наша душа осквернена грехами или даже недостойными мыслями. В нераскаянную, грязную душу Господь войти не может. Нераскаявшийся грешник не получит Божественную благодать даже причастившись. Главное – чувство раскаяния и смирения. Надо помнить, что Господь смотрит не на внешние дела, а на наше сердце. Многие в период подготовки забывают о самом главном, о жажде соединения со Христом. Основа этого стремления – любовь ко Христу. Ее и надо воспламенять в своем сердце всегда, а особенно перед принятием Святых Таин. Нам надо приступать к Чаше не ради какого-то великого праздника или наступившего поста, не с целью соблюсти регулярность в причащении, не ради формального соблюдения церковных правил, а ради соединения со Христом и утоления духовной жажды из Источника Жизни. Милости и помощи Вам Божией!